Содержание
Что получится в результатеМатериалы
Шаг 1. Компоновка
Шаг 2. Тональный разбор
Шаг 3. Уточнение деталей
Шаг 4. Работа мелом
Шаг 5. Фон
Шаг 6. Доработка формы
Шаг 7. Пространство
![](https://static.tildacdn.com/tild3861-3939-4336-b266-336130326562/333333.jpeg)
На бесплатном уроке по графике с Романом Кругловым вам предстоит нарисовать кита углем и мелом на тонированной бумаге. Всего два цвета, кропотливая работа с тоном и ровный синий цвет фона, заданный бумагой – те немногочисленные средства и приемы, которые покажут свой максимум и позволят вам создать выразительный, объемный рисунок. Простая форма кита доступна даже для начинающих – ничего не бойтесь и приступайте к творчеству!
Что получится в результате:
![](https://static.tildacdn.com/tild3937-3363-4162-b461-626334346336/ris1.png)
Вам понадобятся:
· тонированная бумага в синих тонах· сухой уголь, в том числе в карандаше
· сухой мел (или белая сухая пастель)
· растушевка (можно заменить салфеткой или ватным диском)
· резак (канцелярский нож) или точилка
· ластик или формопласт
Шаг 1. Компоновка
Начинаем с общих линий кита, ища его пластику. Углем намечаем основной объем, рисуя легкими линиями. Постарайтесь правильно уловить его пропорции, соотношение размеров разных частей друг к другу, а затем уточнить характер изгибов тела.Регулируйте нажим: например, рисуя ту часть хвоста, которая ближе к зрителю, нажимайте на уголь больше, нежели на дальних участках. Кроме того, не забывайте, что вы нарисуете кита под водой, а значит, его контуры будут смягчены.
Далее отметьте границы света и тени на теле: нижняя часть живота уйдет в тень.
![](https://static.tildacdn.com/tild3036-6234-4331-a535-383431646366/ris2.png)
Шаг 2. Тональный разбор
Нанесите тон в теневой части и мягко распределите его с помощью растушевки. Несмотря на то, что в этой работе наблюдается купольное освещение, то есть свет падает строго сверху, снизу в тени все равно появится рефлекс – свет, отраженный водой обратно на тело кита. Показав этот рефлекс, вы сможете «закрутить» форму еще больше, придать ей реалистичный объем.На верхней части, голове и спине, закрываем черные пятна окраса животного. То же самое есть на хвосте. Выделяем вперед ласт.
На светоразделе (на брюхе кита) уже сейчас должно быть хорошо видно, как рефлекс не спорит с общей тональностью, а гармонирует с ней, являясь темнее света и полутона, но светлее тени. Не забывайте, что рефлекс всегда принадлежит тени, поэтому будет темнее даже самых темных полутонов, относящихся к свету.
![](https://static.tildacdn.com/tild3665-6534-4538-a665-393763383562/ris3.png)
Шаг 3. Уточнение деталей
Работа всегда идет поэтапно, от общего к частному: только определив основной силуэт и массу, можно переходить к деталям, а затем снова возвращаться к уточнению формы. Уточните форму ласта, выделите его ребристый край.Попеременно работайте углем в бруске и угольным карандашом. С помощью последнего можно вводить детали и закреплять общий уголь за счет легкого, ненавязчивого штриха. Чтобы не смазать работу, что часто случается при работе с таким подвижным материалом как уголь, старайтесь не опираться на бумагу ребром ладони, а поддерживать руку только мизинцем, отведенным в сторону.
![](https://static.tildacdn.com/tild6264-3834-4430-b163-623965653362/ris4.png)
Шаг 4. Работа мелом
Перейдя от общего к частному, показываем фактуру на всей массе кита. Эти точки можно делать, постукивая карандашом и затем распределяя растушевкой.Возьмите мел и закройте им светлые части кита. Набирайте цвет этого материала постепенно, и если вам кажется, что мел слишком активен по сравнению с черными частями, то смело возвращайтесь к черному и усиливайте необходимые места. Если же мел выглядит слишком слабо, нажимайте на него сильнее.
Помните, что самый яркий белый будет не на теле, а на краю ласта – том месте, которое больше всего выдвинуто на зрителя и поэтому приковывает его взгляд.
![](https://static.tildacdn.com/tild3634-3233-4339-a664-356464616630/ris5.png)
Шаг 5. Фон
Волны, или рябь воды у поверхности, рисуем также мелом. Работайте мелкими штрихами, ища разнообразные силуэты этих слоев воды.Ластиком или растушевкой можно выбрать часть материала в этих волнах, создав большую рябь.
![](https://static.tildacdn.com/tild3231-6266-4634-b962-356137393330/ris6.png)
Шаг 6. Доработка формы
Усиливаем белые пятна на теле кита. Можно надавить на мел сильнее, и вы увидите, как контраст увеличится, а граница светотени начнет работать больше. Также уточните детали, сохраняя объем и целостность объекта.Проследите, что у всего предмета наблюдается не проволочный контур, а разнообразные мягкие касания к фону: где-то форма выделяется четко, а где-то списывается в пространство.
![](https://static.tildacdn.com/tild3961-6461-4562-a365-363966643035/ris7.png)
Шаг 7. Пространство
Расставляем акценты мелом, усиливаем отдельные детали, выравниваем тональность работы. В нижней части рисунка обозначаем толщу воды с помощью расплывчатых угольных пятен. Их можно аккуратно растушевать пальцем.![](https://static.tildacdn.com/tild3737-3030-4434-a638-376462393130/ris8.png)
Надеемся, готовый рисунок порадовал вас правильной тональностью, объемностью формы и красотой сюжета. Продолжайте рисовать с удовольствием!
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!
![](https://static.tildacdn.com/tild3562-6164-4339-b538-373137313538/Frame_343.png)