Знания о линейной перспективе пригодятся всем, кто сталкивается с рисованием архитектуры. Особенно скетчерам и тем, кто хочет понимать, как нарисовать город. Чем крепче вы усвоите эту теорию, тем легче, быстрее и правильнее у вас будут получаться изображения зданий, улиц, городских пейзажей.
Начнем с того, что видов перспективы довольно много — линейная, обратная, световоздушная, сферическая, панорамная и другие. Почему же нас так интересует именно линейная перспектива? Во-первых, благодаря ей изображение получается наиболее реалистичным. Во-вторых, она лучше всего подходит для рисования архитектуры.
Принцип работы линейной перспективы очень прост — все предметы на листе «удаляются» от того, кто их рисует, то есть визуально становятся меньше.
Рассмотрим два вида линейной перспективы — с одной и двумя точками схода. Но сперва усвоим основные элементы, которые нам пригодятся для понимания теории.
1. Линия горизонта — линия на листе, которая в жизни располагалась бы на уровне глаз.
2. Точка схода — место на линии горизонта, где сходятся направляющие.
3. Направляющие — вспомогательные линии, идущие от предметов и стремящиеся в точку схода.
Центральная перспектива с одной точкой схода
Такая перспектива возникает, когда мы стоим на середине улицы, а точка схода находится на линии горизонта прямо перед нами.
Обратите внимание на угол, который образовывается между линией горизонта и направляющей — чем ближе направляющая к линии горизонта, тем угол будет острее. Так, направляющие в непосредственной близости к линии горизонта будут идти параллельной ей или даже сливаться.
Нагляднее эту разницу можно проследить в схематичном рисунке.
Иными словами, направляющие помогают выстраивать искажение предметов. Чем ближе к смотрящему, тем здание больше в размере, а чем дальше — тем меньше. Это же правило действует и для малых форм архитектуры: балконов, карнизов, колонн и пр.
Совет для закрепления теории:
1. Возьмите лист бумаги и прочертите линию горизонта. Установите на ней точку схода. Из точки схода протяните направляющие по диагонали, расходящиеся словно лучи.
2. Затем проведите параллельные вертикальные линии от одной направляющей к другой — это будут границы стен зданий. От точек пересечения стен и направляющих проведите горизонтальные линии — это границы крыши и основания зданий, точнее, те их стороны, которые «смотрят» на нас. В свою очередь, сами направляющие будут теми сторонами крыши и основания, которые находятся в перспективе, то есть искажаются. Таким образом, должны получиться «коробки» зданий.
3. Далее можете наполнять получившиеся «коробки» окнами, балконами, колоннами и прочими малыми формами архитектуры, но не забывайте, что их визуальное искажение также будет основываться по принципу: чем ближе к точке схода, тем меньше в размере. Не совершить ошибку вам помогут все те же направляющие — проводите их и для рисования окон.
В изображении архитектуры важно приблизительно представлять где находится точка схода, куда будут направлены все горизонтальные (в реальности) линии. Они обязательно должны сходиться в этой точке, а не расходиться.
Перспектива с двумя точками схода
Этот вид перспективы образуется тогда, когда, к примеру, мы стоим на пересечении двух улиц и смотрим на угол здания — перспективное искажение будет в данном случае выстраиваться с двух сторон, а направляющие будут стремиться к двум точкам схода.
Плоскости здания
Благодаря линейной перспективе горизонтальные плоскости здания можно нарисовать с определенной закономерностью. Так, плоскость ближе к линии горизонта будет менее заметна, а плоскость дальше от линии горизонта будет более выразительна и больше по размеру.
Это была краткая теоретическая справка по линейной перспективе в архитектуре. Кстати, ее можно наглядно и совершенно бесплатно посмотреть и в формате видео на нашем YouTube-канале.
Ну а если вы хотите окончательно разобраться с разными видами перспективы и самыми сложными ракурсами, обратите внимание на наш курс с Дарьей Куцаевой «Архитектура акварелью». После его прохождения вы будете реалистично изображать как отдельные здания, так и целые архитектурные ансамбли без использования линейки и каких-либо еще вспомогательных инструментов!
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!