Кисть руки – это достаточно сложная для начинающих художников форма, что связано с подвижностью ее суставов и в целом с ее пластикой. Чтобы подробно изучить эту форму и впервые нарисовать руку максимально реалистично, выполним нескольких схем кистей в разных поворотах и ракурсах.
Для работы над этими схемами по предложенному уроку нам понадобятся:
- черная бумага,
- белый сухой карандаш,
- ластик.
Если говорить о форме кисти, обобщенно ее можно свести к форме варежки. Нарисуем ее в горизонтальном положении. Кисть крепится к лучевой и локтевой костям в лучезапястном суставе, где расположено множество мелких костей. В зоне запястья рука немного поворачивается в сторону, т.е. кисть крепится к руке не под прямым углом. Само запястье можно обозначить в виде некоего блока:
Зона пястных костей практически равна зоне костей фаланг пальцев. Можно разделить этот размер ровно посередине. Получатся два квадрата, которые соединяются между собой. Обратите внимание, что пястные кости в кисти расходятся лучами от запястья. По три фаланги есть у всех пальцев, кроме большого – у него только две.
Делим пястную зону на четыре продольных участка, получая таким образом нужные лучи костей. Следующая зона – фаланги – строится от точки, на которой заканчивается самый длинный, средний палец. Затем линия концов пальцев скашивается в обе стороны, образуя треугольную форму. Здесь опять хорошо видно сходство схемы кисти с варежкой. Мизинец будет самым коротким.
Между пальцев есть небольшие промежутки, а сами пальцы имеют три сустава, разделяющие их на фаланги. Последняя (с конца) фаланга каждого пальца самая короткая, а ее сустав самый маленький. За счет разницы в длине пальцев линии суставов образуют плавные дуги.
Что касается большого пальца, то он чуть-чуть не доходит до конца первой фаланги указательного пальца. Смотрим, где будет крепиться большой палец:
Уберем линии построения и более точно нарисуем руку, оформив контуры пальцев. Не забываем, что кисть имеет объем, а также выпуклости в области суставов. Однако степень выделения костей над кожей зависит от анатомических особенностей моделей – у худощавых людей она больше, у полных меньше. На схеме покажем выход и поворот сустава в месте крепления одной фаланги к другой:
Главное, на что нужно обращать больше внимания – это характер движения пальцев и тот факт, что пальцы располагаются друг к другу не по одной оси, а в скошенном направлении. Также под углом друг к другу находятся костяшки пальцев и суставы фаланг.
Теперь нарисуем кисть не с тыльной, а с ладонной стороны в расправленном виде. Это тоже будет варежка, но широкая. Наметим на ней большой палец и запястье. Определим середину между концом среднего пальца и линии запястья и проведем поперечную линию – от нее начнутся фаланги пальцев. Чтобы чувствовать себя увереннее, можно обращаться к собственной кисти, поэтапно рисовать пластику с нее. Делим пространство пальцев на четыре части, определяем их схематичные контуры:
Наметим фаланги пальцев и прорисуем пальцы более детально, показав на рисунке места суставов. На ладони, в основании пальцев также видна дуга, имеющая самую высокую точку под средним пальцем.
Форма пальцев, конечно, зависит от анатомии конкретной модели, а также может отражать род деятельности человека. Например, пальцы музыкантов часто бывают очень длинными и тонкими.
Рисуем вставку большого пальца в кисть – на этом месте хорошо заметен бугор мягких тканей. Наметьте складки вокруг этого объема. Также обозначьте лучезапястный сустав, определив направление лучевой и локтевой костей:
Итак, в схеме ладони первостепенное значение имеют дугообразное расположение кончиков пальцев и всех суставов. Самый высокий палец – средний, от кончика которого остальные «вершины» расходятся по нисходящим линиям. Также в этом рисунке важно следить за правильной передачей длины большого пальца, чтобы не переборщить.
А теперь – схема кулака. Посмотрим, как пальцы в нем располагаются веером.
Когда пальцы сгибаются в кулак, они образуют некую спираль, а выступы косточек суставов хорошо видны. Важно понимать, что даже если постараться сжать кисть очень ровно, фаланги пальцев все равно расположатся не идеальной «стопкой», а разнонаправленно, под небольшими углами друг к другу, а суставы будут на разных уровнях.
И наконец, разберем, как пальцы вставляются в объем кисти руки. Посмотрим на кисть спереди и изобразим эту вставку. Сначала обозначим объем пястных костей, вставку большого пальца и места вставок остальных пальцев.
Кисть имеет свой объем, а соответственно, необходимо передать и его, и объем каждого отдельного пальца. Полудугами обозначим суставы указательного пальца, как бы изображая пальцы в их поперечном сечении. Также вставим каждый палец, рисуя фаланги разными по длине, передавая их пропорции.
Не забывайте о дугообразном положении суставов и лучевом расхождении пястных костей.
В этой схеме хорошо видно, что у каждого пальца и кисти в целом есть свой объем, и важно правильно вставить объемы пальцев в пястную часть руки.
Надеемся, несколько схем кисти руки, представленные в бесплатном уроке, прояснили для вас многое по теме и теперь станут хорошим подспорьем в обучении рисованию людей с натуры. Желаем вам творческих успехов!
Вы можете пройти наши онлайн курсы по данной теме:
Онлайн-курс «Пластическая анатомия и фигура человека»
Онлайн-курс «Экспресс-курс по анатомии и наброскам»
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!