Содержание
Материалы
Шаг 1. Таз
Шаг 2. Кости ног
Шаг 3. Мышцы бедра
Шаг 4. Мышцы голени
Шаг 5. Нога сзади
Шаг 6. Нога в сгибе
Анатомия человека – это важная сфера знаний для начинающих и более опытных художников, которые стремятся совершенствовать свое мастерство в написании портретов. От этих знаний напрямую зависит то, насколько правдоподобно будет изображен человек, насколько верно будут переданы пропорции тела и характер его движения.
На уроке Екатерины Бердюгиной вы узнаете, как нарисовать ногу человека, а для достижения этой цели вам предстоит:
- разобрать костную основу нижней конечности,
- проанализировать ее мышечный каркас,
- выяснить особенности пластики ноги.
Материалы
- черная бумага
- белый сухой карандаш
- ластик
Шаг 1. Таз
Перед тем как начинать работу, вспомним, какие кости участвуют в формировании нижних конечностей. Взгляните на пособие: из тазового пояса выходит бедренная кость, а голень образуют большеберцовая и малоберцовая кости. Также пластику ноги формирует ступня.
На бумаге наметим таз – он действительно похож на привычный всем бытовой предмет. В его строении выделяют большой и малый таз. Нарисуем подвздошные кости, которые крепятся сзади к позвоночнику и формируют копчик. Показываем толщину подвздошных костей, поэтапно определяем подвздошные гребни, лонное сращение, размер двух отверстий в лобковых костях, которые нужны для прохождения сосудов и нервов в нижние конечности.
К тазу крепится бедренная кость, вставляясь в вертлужную впадину – обозначьте ее форму. Это массивные и крепкие кости с большими головками. Через головку большого вертела всегда проходит середина человеческой фигуры.
Шаг 2. Кости ног
Обозначаем оси бедренных костей, намечаем границу длины ног внизу листа. Проведем ось на уровне коленей. Направленные оси бедренных костей развернуты немного внутрь, а коленные суставы чуть вывернуты наружу. В пластике костей голеней похожая картина – они так же направлены вовнутрь. Это необходимо учитывать при рисовании как костной основы, так и натуральной модели.
Формируем нижние головки бедренных костей и изображаем большую берцовую кость (с внутренней стороны голени) и малую берцовую кость (снаружи) каждой ноги. Обратите внимание, что головка малоберцовой кости находится чуть ниже головки большеберцовой кости. Обозначьте ось этого движения.
К голеностопному суставу крепится стопа – это пяточная кость, предплюсневые кости, плюсна и фаланги пальцев. Таким образом, по своей массе в нижней части ног костей больше, чем в верхней. Но бедренные кости сильнее и массивнее в своих головках.
В верхней части ног мышц значительно больше, чем в нижней, и они обильно заполняют все пространство вокруг бедренных костей. В области голеней мышцы более плоские, они плотно прилегают к костям, поэтому голень всегда не такая широкая, а нога идет на сужение. Обозначьте силуэты тела, передавая объем мышц.
Шаг 3. Мышцы бедра
Снова обратимся к анатомическому пособию и увидим, что спереди в ноге человека находится четырехглавый мускул, который хорошо виден даже на теле. Также в бедре есть портняжный мускул и треугольник Скарпы, который формирует приводящие мышцы бедра. В колене сходятся все сухожилия мышц бедра и мышц голени. Переднюю поверхность голени формируют выступающая большеберцовая кость и ее мускул, а по бокам голени видны икроножная и камбаловидная мышцы. Если смотреть на человека сзади, то сверху мы видим двуглавый мускул, затем приводящую мышцу бедра, сбоку плоскость формирует большое сухожилие широкой фасции бедра. На голени видны большая икроножная мышца, а под ней – камбаловидная. Они сходятся в ахилловом сухожилии и крепятся к пятке. Под коленом заметна подколенная ямка. Передайте этот характер расположения мышц на аналогичном рисунке. Схематично обозначим таз, кости ног, обозначим направление заворота бедер вовнутрь, колен наружу и голеней снова вовнутрь. Стопа также идет наружу, завершая эту общую пластику зигзага. Старайтесь это учитывать всегда, когда нужно нарисовать ногу.
Вписывая мышцы в каркас, начните с четырехглавого мускула. Он хорошо виден на поверхности ноги, нависает над коленом и имеет четыре головки, одна из которых лежит под другими тремя. Далее рисуем коленную чашечку, которая вставляется в сухожильную сумку мышцы. С внутренней стороны бедра определяем контуры портняжного мускула, который огибает коленный сустав и крепится к большеберцовой кости и создает сумку для коленной чашечки.
Намечаем Скарпов треугольник, в котором есть приводящие мышцы бедра. Обозначаем паховую зону, завершая пластику верхней части бедра.
Шаг 4. Мышцы голени
Большеберцовую кость мы видим на всем протяжении голени. Также мы прослеживаем движение икроножной мышцы с обеих сторон ноги. Внутренняя ее часть чуть выше внешней. Мышца сходится в голеностопном суставе, где внутренняя лодыжка выше наружной. Повторите рисунок второй ноги. Обратите внимание, что колено всегда смотрит в сторону разворота стопы. Еще раз проследите направление осей: бедра, колена, голени и стопы. Также важны диагонали построения икроножных мышц, голеностопных суставов.
Учитывать характер расположения мышц важно для того, чтобы фигура на вашем рисунке стояла и вы могли грамотно и реалистично передать ее пластику.
Шаг 5. Нога сзади
Наметьте очертания таза, ягодичных мышц, примерное направление роста ног. Отметим зону колена так, чтобы бедренная часть ноги оказалась чуть длиннее голени. Рисуем двуглавый мускул, который двумя нижними головками крепится к буграм костей. Икроножный мускул крепится к пяточной кости, а наверху окаймляет подколенную ямку. Под этим мускулом лежит камбаловидный, срастаясь с ним в ахилловом сухожилии. Далее обозначим группу мышц-сгибателей стопы.
Шаг 6. Нога в сгибе
Если представить бедро и голень в виде двух параллелепипедов, то мы увидим, что коленная чашечка (спереди плоская, а сзади более вытянутая) кладется клином между этими костями, не соединяясь с ними.
Попробуйте наложить на кости мышцы. Сверху будет четырехглавый мускул, три головки которого нам видны, а в его сухожилии будет видна коленная чашечка. Она налегает на головку и бугристость большеберцовой кости и как бы замыкается в сухожилии. Снизу идет портняжная мышца, также сходящаяся к этому сухожилию. Так формируется пластика колена.
Надеемся, что этот подробный разбор и серия других бесплатных уроков помогут вам в освоении анатомии человека для создания реалистичных, выразительных портретов. Желаем удачи!
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!