Содержание
Шаг 1. Компоновка
Шаг 2. Определение овала лица
Шаг 3. Уточнение черт лица
Шаг 4. Наложение тона
Шаг 5. Распределение света и тени
Шаг 6. Наложение теней
Шаг 7. Глаза и брови
Шаг 8. Нос
Шаг 9. Работа с овалом лица
Самая сложная, но и самая увлекательная задача в написании портрета человека – это рисование лица. Собственно, чаще всего именно из-за него все и затевается – художник стремится запечатлеть личность модели, передать ее характер, настроение, возможно, какие-то подробности из жизни, отражающиеся во внешнем виде. Все это становится доступным, только если получается рисовать лицо.
Лучше всего начинать освоение портретного искусства с такого понятного всем материала как простой графитный карандаш. Чтобы вам было легче работать с тональностью, накладывать свет и тени, запаситесь несколькими карандашами различной степени мягкости.
Шаг 1. Компоновка
Прежде всего необходимо правильно скомпоновать голову человека в формате. Выбирая место для всей фигуры головы, следите, чтобы она не слишком поднялась или опустилась на листе – найдите оптимальное, гармонично смотрящееся положение. Только после того, как вы определили композицию, можно приступать к прорисовке частей лица.Шаг 2. Определение овала лица
Правильное распределение пропорций – половина успеха вашей работы. Уже на этой стадии портрет может стать узнаваемым. А с опытом улучшатся и глазомер, и приемы работы с конкретным материалом, в данном случае с карандашом. Самый главный совет для начинающих – следовать строгой последовательности в рисовании, идя от общего к частному.Наметьте границы головы по четырем сторонам листа, не давя слишком сильно на карандаш – это лишь вспомогательные линии рисунка, которые впоследствии будут удалены. Затем рублеными, схематичными штрихами обрисуйте овал лица. Так как голова модели на референсе в нашем случае немного наклонена, необходимо так же параллельно наклонить все оси – линии бровей, кончика носа, подбородка.
Чтобы рисовать лицо с минимальным количеством ошибок, важно переносить черты левой и правой стороны головы симметрично, изображая все парные элементы одновременно друг за другом. На данном этапе важно уловить общий характер формы – в данном случае лицо вытянуто, по форме ближе к овалу, чем к кругу. Обозначая волосы, постарайтесь передать объем черепа под ними, не «съесть» затылок. В целом нужно понимать, что голова человека в самых грубых очертаниях имеет форму куба – у нее есть фронтальная и боковые стороны.
Шаг 3. Уточнение черт лица
Наметив контуры головы на рисунке, переходим к отдельным чертам лица. При этом любая сложная форма может быть сведена к более простой: глаза, нос, рот могут принимать формы шара, овала, цилиндра или куба, и лишь затем дополняться более плавными и индивидуальными очертаниями.Уделите особое внимание характеру бровей – это сделает вашу модель более узнаваемой на портрете. Если процесс идет хорошо, вы уже сейчас заметите явное сходство рисунка с самим человеком.
Шаг 4. Наложение тона
После отрисовки черт лица переходим к работе с тоном. Проложим тон, сразу разбив форму на большие плоскости света и тени. В работе с карандашом заложить общий тон поможет твердый карандаш. Им пройдемся ровным, плотным, равномерным штрихом по всему лицу, чтобы оно не осталось белым. К низу можно чуть-чуть уплотнять тон, так как источник света расположен над головой и нижняя часть лица находится в легком полутоне. Если растяжка получилась недостаточной, пройдитесь еще раз.Шаг 5. Распределение света и тени
Теперь уплотняем боковую плоскость головы отдельно. Для этого возьмите более мягкий карандаш, а после наложения тона смягчите границы и саму штриховку растушевкой. Также уплотним левую сторону фронтальной зоны.Обратите внимание, что в данном случае у нас харАктерный портрет – рисовать его несложно и очень интересно даже с нуля, не имея никакого подобного опыта ранее. А так как это мужской портрет, мы можем позволить себе некоторую грубость в исполнении: обрабатывать форму более жестким штрихом, излишне не «зализывать» форму.
Шаг 6. Наложение теней
Самым мягким карандашом (например 3В) поэтапно прокладываем густую тень возле носа, бровей, по левой стороне лица. Также тени есть в глазницах и верхней части радужной оболочки.На этом этапе уже можно делать акценты на главных деталях – это глаза, нос и губы. В нашем портрете пожилого человека важно передать тонкость верхней губы, что поможет показать возраст. Достаточно обозначить уголки губ и срединную линию, так как полнота губы почти нивелирована.
Старайтесь класть все штрихи, как в теневой, так и в световой области, по форме лица.
Шаг 7. Глаза и брови
Пока учитесь, вы должны понимать, что художник работает не только рукой, но и головой – постоянно анализирует натуру. Один из важнейших законов – закон светотени. Применяя его в каждой работе, вы сможете добиться реалистичности изображения. Например, рисуя глаз, мы делаем зрачок довольно темным, а также наносим тень, падающую от верхнего века на верхнюю часть радужки. Жестко обводим блик в правой части глаза, выделяя его – таким образом, он оказывается подчеркнут, с одной стороны, темным зрачком, а с другой – тенью от века. По диагонали от блика, в левой нижней области радужки, изображаем радужный рефлекс – еще одну светлую зону. Толщину нижнего века также делаем светлой, а само веко тонируем по форме глазного яблока, т.е. шара.Уточняя брови, используйте остро заточенный карандаш и рисуйте им по форме бровей, чтобы получить фактуру волос. Постоянно следите за тоном всего лица, уплотняя его в случае недобора в тех или иных местах.
Шаг 8. Нос
Проанализируйте тон и здесь: переносица погружена в тень, на границе переносицы и носовой кости виден блик. Также блики будут по длине носа и на кончике. На этом моменте можно показать и складки между бровей, характерные для пожилого возраста, тени за ноздрями.Шаг 9. Работа с овалом лица
После того как вы уплотнили полутона, можно пройтись и по теням на границах лица: посмотреть их расположение, характер их развития. Следите за внешним контуром: линия обычно напрягается, становится более активной и контрастной там, где близка костная основа лица – кость глазницы, скулы, края нижней челюсти.При помощи растушевки обобщите все штрихи портрета либо, если чувствуете достаточно уверенности в своих навыках, используйте очень плотную штриховку.
Надеемся, что серии бесплатных уроков от наших преподавателей помогут вам в этом увлекательном и многогранном деле – рисовании лиц.
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!