Содержание
Материалы
Шаг 1. Композиция
Шаг 2. Уточнение формы
Шаг 3. Тени
Шаг 4. Полутона
Шаг 5. Окрас шляпки
Шаг 6. Работа ретушным карандашом
Шаг 7. Детали
На бесплатном уроке Романа Круглова мы выполним зарисовку гриба, поговорим о том, как передать силуэт и его особенности, как за счет тона передать объем предмета. Подробно разберем тонкости создания силуэта и линии контура, которая должна быть разной на всем своем протяжении.
На мастер-классе вы увидите, как хорошо и гармонично сочетаются между собой сухие графические материалы, а восковой карандаш их отлично дополняет. Кроме того, нарисовать гриб вам поможет готовый тон на бумаге, облегчив ваши штрихи и пятна.
Что получится в результате:
Вам потребуется:
· цветная бумага для пастели без фактуры (светло-серая, светло-коричневая), формат А4 или меньше· уголь рисовальный в карандаше
· сангина в карандаше
· ретушный карандаш (с воском в составе)
· белый карандаш (цветной или мел в карандаше)
· жесткий ластик, формопласт или клячка
· растушевки
Шаг 1. Композиция
Угольным карандашом намечаем общий силуэт. Находим композицию – местоположение объекта в формате. На этом этапе следите за тем, чтобы намечаемый объект не был слишком большим – не упирался в края формата – или слишком маленьким, с обилием неоправданно пустого пространства по бокам. В данном случае можно смело нарисовать гриб в центре – он не должен быть смещен влево или вправо.Определяя общий силуэт, мы сразу решаем две большие задачи: композицию и пропорции. Что касается второго аспекта, следите, как соотносится ширина объекта с его высотой.
Не бойтесь рубить форму, т.е. искать направление изменения плоскостей. Так вы точнее сможете передать характер силуэта и не будете усреднять форму. Не нажимайте на карандаш слишком сильно, поскольку уголь материал мягкий, активный, дает сразу много тона.
Шаг 2. Уточнение формы
Постепенно уточняем внешний силуэт. Смотрим, какую часть занимают ножка, шляпка, каков угол наклона шляпки к земле. Идем от больших плоскостей к малейшим поворотам формы.Мы работаем с крупным объектом, единственным на листе, поэтому стоит внимательно заметить и передать все его нюансы. Прежде чем переходить к тональному разбору, для начинающих художников важно точно определиться с композицией, пропорциями объекта и общим силуэтом.
Шаг 3. Тени
Тональный разбор начинаем с наиболее темных участков рисунка. Для этого используем тот же уголь, работая его боковой поверхностью. Так мы наберем тень пятном. При изображении тени необходимо следить за ее силуэтом, старайтесь правильно взять ее количество и форму. Сразу делаем тональную растяжку в этой тени, более активно выделим границу собственной тени от места перелома формы. Вы увидите, как форма начнет заворачиваться.Принцип работы с темными участками везде остается неизменным: набираем пятно, следим за силуэтом, выделяем границу собственной тени и таким образом показываем развитие тона. На границе тень будет наиболее яркой, контрастной, демонстрируя объем и поворот формы.
Шаг 4. Полутона
Сухим углем наметим полутона в нижней части гриба, наиболее плотные, находящиеся у границы тени. Это уже область света, поэтому они не должны спорить с рефлексами, которые являются тенью. Рисуем полунажимом, преимущественно штрихом.Также закладываем полутона на шапке гриба.
Шаг 5. Окрас шляпки
Сангиной поэтапно закрываем цветом шляпку гриба, начиная с области света. Закладываем пятно достаточно плотно, коротким штрихом, по форме и направлению поворота плоскости. Со стороны тени также можно добавить немного сангины, чтобы получить ее более сложный цвет, но сильно на уголь не заходим.С помощью растушевки маленького диаметра равномерно распределяем материал внутри пятна. Продолжаем уточнять внешний силуэт при необходимости. Белым карандашом обозначаем наиболее светлые участки на шляпке.
Шаг 6. Работа ретушным карандашом
Ретушным углем уточняем характер силуэта и деликатно моделируем различные тональности. Следите, чтобы контурная линия на силуэте не была везде одинаковой: одинаковый контур создает впечатление обводки, что слишком упрощает впечатление от объекта, делает его плоским. В зависимости от расположения к источнику света и поворота формы линия будет менять тональность и толщину.Восковым карандашом также можно уточнять тени, заходя на красные участки и уплотняя различные тональности. Растушевкой распределяйте материал более равномерно. Заложив белым карандашом освещенную часть шляпки на ее краю, им же обозначаем свет на ножке.
Шаг 7. Детали
Уточняем силуэт на ножке гриба и вводим небольшое окружение – травинки на земле. Оно не должно быть излишне детализированным и ярким по тону, чтобы сохранить второстепенное значение и не отвлекать внимание от главного объекта.Сангиной уплотняем тон на границе с тенью – там он максимально плотный. Работаем над деталями: уточняем рельеф на шляпке, его выпуклости с помощью разделения света и тени, особенно ее границы.
В области фона легко покажем освещение с помощью белого карандаша, а ретушным обозначим тень. Контрасты на травинках незначительные, так как необходимо сохранить соподчинение этих элементов основному объекту.
Надеемся, несложная композиция и простые пропорции этого симпатичного гриба помогли вам полностью выполнить поставленные на уроке задачи – реалистично передать повороты, объем формы, правильно сделать тональный разбор и в результате получить красивый рисунок.
Вы можете пройти наши онлайн курсы по данной теме:
Онлайн-курс «Ботаника акварелью»
Онлайн-курс «Ботаника пастелью»
Вот еще несколько видео от наших преподавателей, в которых рисуют грибы
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!