Встречаем новый год с Художник Онлайн (два курса по цене одного, скидки и бонусы)
Акварель
Рисунок
Графика
Скетчинг
Иллюстрация
Масло
Акрил
Пастель
Гуашь
Анатомия
Digital
Для детей
Общие курсы
Теория
История искусств
Академия
Абитуриентам
Нейрографика
Блог про рисование от Художник Online

Рисуем кувшин

Как нарисовать Уроки рисования

Преподаватель - Бердюгина Екатерина

Содержание

Что получится в результате
Материалы
Шаг 1. Компоновка
Шаг 2. Живописное раскрытие холста
Шаг 3. Раскрытие кувшина
Шаг 4. Детали в холодных тонах
Шаг 5. Касания предмета к фону
Шаг 6. Мягкие касания на столе
Шаг 7. Блики

Рисуя натюрморт, можно освоить многое в технике изображения предметов, взятия правильных пропорций, внимательной работы со светом и тенью. На этом бесплатном уроке Екатерины Бердюгиной мы сосредоточимся еще на одном важном аспекте.

Видео, по которому можно нарисовать кувшин в этюдной манере, позволяет освоить принцип мягких касаний в работе маслом. Для начинающих художников очень полезно разобрать, как выглядят и как создать в своей картине мягкие касания внутри предмета и касания предмета к фону. Мы будем работать в ограниченной цветовой гамме, полностью погрузившись в особенности передачи теплых и холодных оттенков и выделения предмета на почти однотонном с ним фоне.

Что получится в результате:


Вам понадобятся:

·         холст горизонтального формата
·         масляные краски в ограниченной гамме:
- белила титановые
- кадмий желтый светлый
- ультрамарин синий
- умбра натуральная
- охра светлая
- сиена жженая
- кадмий красный (светлый или темный)
·         палитра
·         масленка
·         ветошь
·         льняное масло + пинен или разбавитель-тройник – масло необходимо для создания мягких касаний
·         плоские кисти

Шаг 1. Компоновка

Возьмем самый нейтральный цвет – охру светлую – и разведем ее с большим количеством разбавителя на палитре. Глиняный кувшин расположим не в центре, а чуть справа, сдвинем его относительно центра холста, чтобы композиция не оказалась слишком симметричной и невыразительной.

Наметим охрой общий силуэт предмета и дальнюю границу стола. Старайтесь проводить линию стола ровно – можно проверить ее горизонтальность по высоте относительно нижнего края формата. После определения местоположения и размера кувшина в формате (важно, чтобы он не упирался в края или, наоборот, не был слишком узким) начинаем строить его собственную симметрию. Проведем осевую линию и наметим перпендикуляры эллипсов в тех местах, где форма предмета изменяется. Две половины каждой горизонтали должны быть одинаковыми по размеру – тогда кувшин будет симметричным.

Покажем толщину горлышка. Обратите внимание, что здесь нет раскрытого эллипса. Можно показать слегка раскрытые эллипсы ниже, на утолщении, и в основании кувшина – он будет шире всех, поскольку мы смотрим на него сверху. Намечаем ручку – старайтесь взять ее в характере формы, показываем толщину.

Проверяйте пропорции и характер предмета еще на этапе построения рисунка – он должен быть похож на референс или натуру.

Шаг 2. Живописное раскрытие фона

Берем крупную кисть, чтобы заложить фон. Работа будет решена в охристо-коричневых оттенках, поэтому будем использовать большое количество охры, умбры и тех земных оттенков, которые есть в вашей палитре.

Смешаем охру с умброй и введем ее в фон. В разбавителе присутствует льняное масло, поэтому краска будет схватываться не быстро, в отличие от лака. Так мы сможем сделать плавное касание предмета к фону, после того как раскроем и сам предмет. Добавляем где-то больше охры, где-то умбры (там, где фон темнее). Можно ввести чуть синего и сделать фон холоднее. Пока пишем без белил, но все равно стараемся разнообразить оттенки фона.

Если вам показалось, что мазки фона слишком активные, их можно смягчить с помощью крупной кисти. Так краски перемешаются, и фон станет более однородным.

Горизонтальную плоскость раскрываем аналогичным образом, но добавив больше умбры и немного сиены жженой. Стол имеет сложную текстуру, поэтому стоит сначала заложить темные тона, затем хорошо отжать кисть и добавить больше разбавителя. Так мы передадим интересную выбеленную текстуру дерева. Добавив немного синего и охры, получим большую живописность – теплые коричневые оттенки будут перемежаться холодными.

Шаг 3. Раскрытие кувшина

Начинаем раскрывать кувшин. Его можно писать уже с белилами и более укрывисто. Возьмем сиену и охру, замешаем их через белила и введем этот цвет в освещенную часть кувшина. Добавим чуть желтого и красного, чтобы цвет стал более оранжевым, похожим на обожженную глину, и закроем им полутона и тени. Сейчас важно заложить общий тон, в который впоследствии будем вводить более темные оттенки.

Берем умбру и сиену жженую и мягко вписываем их в плоскость кувшина. С этого момента мы начинаем работу над мягкими касаниями, пока только внутри предмета. Помимо того, что кувшин имеет объем, выраженный через тональные зоны света и тени, он имеет сложный окрас, так как неравномерно обожжен. Поэтому поэтапно вводим темные оттенки с помощью умбры и сиены в те места, где есть эти тени. Можно брать и чистую сиену, хорошо подходящую для глиняных предметов, и утемнить отдельные участки. Этой же кистью, хорошо ее протерев, смягчим касания между цветами и сформируем объем кувшина с помощью этих переходов. Стараемся оставлять светлые места и мягко списывать касания между светом и тенями.

Охрой напишем освещенную плоскость на ручке.  Если необходимо, можно восстановить оранжевым оттенком слишком размытые области.

Шаг 4. Детали в холодных тонах

Берем умбру с синим и вводим интересные эффекты обжига темными линиями. Если взять больше синего, можно получить не только теплые, но и холодные оттенки. Борьба теплого и холодного даст в вашей работе больше живописности.

Возьмем тонкую кисть и напишем некоторые детали умброй натуральной и сиеной жженой. Покажем тень на горлышке и кое-где усилим собственную тень на кувшине. Также мягкие касания можно делать с помощью пальца – так получатся красивые мягкие эффекты.

Где необходимо, добавляем теней через умбру и сиену. Не забудьте про рефлекс: берем белила с синим, добавляем немного охры и умбры и введем этот отсвет на правых границах кувшина и ручки. Сделать его чуть теплее в некоторых местах можно сиеной жженой с белилами. Аналогичным образом смягчим касание рефлекса и собственной тени.

Шаг 5. Касания предмета к фону

Замешаем более светлый оттенок фона – через белила и умбру с небольшим добавлением охры. Этим оттенком, как бы втирая краску в поверхность холста, проходимся рядом с предметом. Старайтесь не заходить на предмет, но при этом кистью нужно проводить очень близко к нему, чтобы сразу смягчать касания к фону. С правой стороны можно взять чуть светлее, с охрой, чтобы на контрасте лучше читались темная ручка и теневая сторона кувшина. Также здесь можно смягчать касания пальцем.

Обратите внимание, что фон меняет тональность в разных частях работы относительно предмета: с темной стороны предмета он будет чуть светлее, а с освещенной – наоборот, чуть темнее. Так предмет визуально лучше отделяется от фона и смотрится выразительнее.
Фон можно не записывать полностью этим цветом, а мягко увести этот холодный оттенок чистой плоской кистью в более теплый охристый тон.

Шаг 6. Мягкие касания на столе

Теми же холодными оттенками, белилами с умброй, поставим несколько мазков в поверхности стола, чтобы сильнее передать фактуру дерева. Такие мазки под самим предметом и сбоку еще больше выделят кувшин из фона. Касание плоскости стола и фона должны быть совсем мягкими, чтобы дальний план не спорил с передним и плоскость грамотно ложилась в пространстве.

Касания предмета к фону должны быть более мягкими в теневой области, а на свету, наоборот, они могут стать жестче, четче. Благодаря этому зритель будет смотреть на более проработанную зону, а мягкие касания будут уводить боковые части предмета в пространство.

Шаг 7. Блики

Для создания бликов замешаем белила с охрой с небольшим добавлением синего. Проверьте оттенок мягким мазком на горлышке и при необходимости сделайте его еще более холодным. Небольшими мазками поставим несколько эффектных бликов на предмет, но постарайтесь не переборщить и поставить их в нужных местах. Если их оказалось слишком много или они слишком активные, их можно смягчить так же, как касания других оттенков.

Блики помогут сделать кувшин еще более реалистичным, материальным.

Если учитывать правила создания мягких касаний и применять их в своем творчестве, ваши работы станут более реалистичными, с полноценной воздушно-пространственной перспективой. Надеемся, после этого урока вы сможете не только нарисовать кувшин, но и написать более сложные работы, применяя новые знания.

Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!