День рождения школы! Розыгрыш iPad, подарки и скидки! Подробнее на странице акции «Лето на палитре!»
Блог про рисование от Художник Online

Анри Руссо, хранитель границ искусства

Теория Вдохновение
Биография художника, рисовавшего всю жизнь, несмотря на быт, работу и тяготы жизни

Настоящий феномен мира искусства, Анри Жюльен Феликс Руссо (1844–1910), известный как Таможенник Руссо, покорил мир живописными образами на стыке фантастики, мифа и метафизического реализма. Однако, путь в искусстве давался ему нелегко — он проходил сквозь тернии жизни и быта, вопреки богемной чопорности буржуазии и в обход всем правилам и нормам своего времени.


Родившись в небогатой семье жестянщика, юный Руссо провел обыкновенное детство в небольшом городке Лаваль во Франции. Учился в школе без ярких успехов, разве что в музыке и математике проявил себя. В юности работал в адвокатском бюро, а после случая с мелкой кражей был приговорен к тюремному наказанию в один год, но смог избежать его, согласившись на 7 лет военной службы.

Автопортрет, 1890, National Gallery, Прага


В 24 года в связи со смертью отца Анри Руссо освобождается от военной обязанности и переезжает в Париж, где сначала работает судебными приставом, а затем таможенником Акцизного департамента. В этот же период он начинает в перерывах от работы посещать Лувр, где любуется картинами старых мастеров, а после учится копировать их и пробует писать свои собственные.

В Париже он устраивает и свою личную жизнь, женившись по искренней любви на красавице Клеманс, в честь которой он сочинил вальс. У пары родилось девять детей, но, к несчастью, семеро из них погибли в младенчестве, а позднее ушла из жизни и возлюбленная художника.

Анри Руссо в студии, 1907. Фото: Dornac


Пройдет десять лет со смерти первой жены, как Руссо полюбит другую женщину и женится вновь, будучи уже 54-летним мужчиной на пенсии. Вторая жена, Жозефин, будет помогать художнику реализовывать его картины, но, увы, уже через пять лет Руссо станет вдовцом во второй раз.

Несмотря на тяготы жизни, боль утрат и скромное существование, Руссо не прекращает рисовать. Рисование для него становится настоящей страстью, которой он смог полностью посвятить себя уже в довольно зрелом возрасте.

Мельница, прибл. 1896, Музей Майоля, Париж 


Впервые Анри Руссо показал свое творчество широкой публике в 1885 году, выставив в художественном салоне на Елисейских полях копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре. Вместе с ним выставлялось еще много художников, на фоне которых самоучка казался неуклюжим малевателем из провинции.

«Только с 1885 года, после многочисленных разочарований, он смог посвятить себя искусству, учился сам, познавал природу и пользовался советами Жерома и Клемана» — так, о себе в третьем лице, писал в своей автобиографии Руссо.

С тех пор Руссо выставляется практически ежегодно и каждый раз получает далеко не самые лестные отзывы от критиков и широкой буржуазной публики. Лишь только редкие художники того времени, которые и сами были непризнанными новаторами, подмечали талант таможенника Руссо. «Снимите маску, Руссо. Поймите, я тоже крестьянин и художник» — сказал ему однажды Винсент Ван Гог.

В тропическом лесу. Битва тигра и быка, 1908, Кливлендский музей искусств, Огайо


В 1908 году еще не познавший пика своей славы, но уже довольно известный Пабло Пикассо устроил в своей мастерской банкет в честь Руссо. Поговаривали, что это была ироничная выходка со стороны испанского художника-авангардиста. И тем не менее в этот вечер весь богемный Париж пришел посмотреть на молчаливого и застенчивого художника-самоучку, неустанно пишущего свои наивные картины. Среди современников он прослыл как Таможенник Руссо, да и в истории искусства это имя стало нарицательным.

Муза вдохновляет поэта (Портрет Гийома Аполлинера и Мари Лорансен), 1909, Музей искусства Базеля, Швейцария


В 1910 году Анри Руссо умер от гангрены. Три последних года жизни художника были отмечены эмоциональным подъемом — он начал получать признание, его картины покупали. Руссо не имел последователей, но его искусство вдохновило многих художников, коллекционеров, исследователей и стало истоком нового яркого направления, примитивизма.

Букет цветов, 1910, Галерея Тейт, Лондон 


Пьер Лоти, 1910, Кунстхаус (Цюрих), Швейцария


Джунгли на экваторе, 1909, Национальная галерея искусств, Вашингтон