Встречаем новый год с Художник Онлайн (два курса по цене одного, скидки и бонусы)
Акварель
Рисунок
Графика
Скетчинг
Иллюстрация
Масло
Акрил
Пастель
Гуашь
Анатомия
Digital
Для детей
Общие курсы
Теория
История искусств
Академия
Абитуриентам
Нейрографика
Блог про рисование от Художник Online

Рисуем городской пейзаж в дождливую погоду

Уроки рисования Как нарисовать
Преподаватель - Дарья Куцаева


Содержание

Что получится в результате
Материалы
Шаг 1. Композиция
Шаг 2. Уточнение деталей композиции
Шаг 3. Заливка фона
Шаг 4. Работа с тоном на заливке
Шаг 5. Усиление деталей фона
Шаг 6. Ларек
Шаг 7. Дама слева
Шаг 8. Люди на дальнем плане
Шаг 9. Мужчина на переднем плане
Шаг 10. Дама слева и детали справа
Шаг 11. Добавление деталей
Шаг 12. Последние штрихи
Шаг 13. Дождь

Изображать воду в самых разных ее состояниях и формах может казаться непростым делом для новичков в акварельной живописи. Однако важно лишь усвоить несколько нехитрых приемов, и сами краски начнут помогать вам в работе, а картины будут получаться все более выразительными и атмосферными.

Этот мастер-класс позволит вам нарисовать дождь в небольшом городском сюжете. Вместе с преподавателем Дарьи Куцаевой вы попробуете найти интересные силуэты прохожих, проработать теплые и холодные отношения красок, расставить несколько акцентов. Рисовать будем и по-мокрому, делая обширные заливки и пятна, и по-сухому, прописывая детали пейзажа и струи дождя.

Урок будет полезен и понятен для начинающих художников, поскольку не требует точного построения пропорций людей или передачи сложных архитектурных форм. Смазанные, неясные силуэты и этюдный характер работы здесь только к лицу, ведь это помогает передать романтичную атмосферу дождя.

Что получится в результате:


Вам потребуется:

• акварельная бумага (хлопок плотностью 300 г/м2)
• пластиковый планшет
• набор акварельных красок
• белая темпера
• кисти синтетика или колонок разных размеров
• карандаш, ластик

Шаг 1. Композиция

На референсе мы видим весьма динамичную уличную сцену, в которой можно выделить несколько главных персонажей. Сначала отметьте линию горизонта, примерно по середине, произвольно, поскольку из-за дождя она будет практически не читаться. Затем обозначьте архитектурную форму (газетный ларек) слева и объемы человеческих фигур.

Не забывайте о линейной перспективе: так как все линии сходятся в точку схода, которая расположена за горизонтом, люди, находящиеся ближе к зрителю, будут крупнее, а стоящие за ними – мельче. Проверьте уровень расположения ног передних фигур – они находятся на почти одинаковой высоте, но мужчина справа чуть ближе, значит, его ноги будут чуть ниже на листе. Сравнивайте высоту его головы и зонтика дамы слева относительно крыши ларька. Сам ларек также сокращается по законам линейной перспективы.

Аналогичным образом, уменьшая фигуры людей и выверяя их расположение относительно друг друга, обозначьте всех персонажей.

Шаг 2. Уточнение деталей композиции

Обозначив основные объемы, прорисуйте легкими линиями все элементы архитектуры: поребрик спереди у ларька, форму карниза, навес. Верхние очертания ларька чуть наклонены, уходя в точку схода слева, а боковая сторона сооружения справа еще больше сокращается. Проверяйте себя на построение линейной перспективы; вертикали здания должны быть параллельными. В целом некоторые детали ларька, не представляющего архитектурной ценности, можно упростить и даже упустить – но сам элемент нам важен тем, что в нем будет свет, добавляющий уюта и теплоты этому рисунку с дождем.

Прорисуйте точнее фигуры людей: зонты, куртки, положение рук и ног. Достаточно работать схематично и переносить пропорции примерно, ориентируясь на уровень тазовых костей. Рисуя зонт в левой части рисунка, представляйте его в форме эллипса и выберите, в какую сторону он будет развернут.

Когда рисунок будет готов, уберите лишние линии ластиком или формопластом.

Шаг 3. Заливка фона

Смочим лист с обратной стороны плоским синтетическим флейцем. Хорошо пропитываем бумагу водой, чтобы она проникла вниз, во внутренние слои. Переворачиваем лист на лицевую сторону и также смачиваем с лица. Если образовался пузырь воды под бумагой, ее нужно приподнять с одного угла и выдавить этот пузырь к краю. Добейтесь полноценной влажности бумаги, равномерной, без луж, с хорошо читаемой фактурой. Лишнюю влагу с краев уберите салфеткой.

Серой пейной или нейтральным тинтом делаем заливку дальнего плана по-мокрому. Не бойтесь заходить за контуры персонажей – они будут темнее фона. Светлее оставим только зонт справа, поэтому в этом месте будьте аккуратнее. Тон дальнего плана должен получиться достаточно светлым. Нижнюю часть фона, асфальт, зальем теплым оттенком ван-дика, с добавлением рубиновой в отдельных местах. Сиеной жженой можно залить левую сторону за ларьком, а охрой – здание за ним.

Шаг 4. Работа с тоном на заливке

Тонкой кистью с охрой введем теплый свет на небоскребе на дальнем плане, делая намеки на светящиеся окна. Нейтральным тинтом уплотним отдельные детали. Отражение ларька в мокром асфальте усилим с помощью охры. В правой стороне расположим огни светофора, взяв красноватый оттенок.

Серой пейной или нейтральным тинтом наметим силуэтные пятна людей на дальнем плане. Фигуры дамы и мужчины справа дают отражение в луже на асфальте – обозначьте их неопределенными пятнами, пока бумага не высохла. Намеки на такие же рефлексы дайте и у других персонажей. Светофор может дать красноватый отсвет на асфальте. Все эти пятна, придающие дальнему плану состояние расфокуса, усиливают ощущение дождливой погоды в работе.

Шаг 5. Усиление деталей фона

Охрой или сиеной обозначим свет в ларьке. Смешав сиену с рубиновой, покажем теплое наполнение внутри лавки. Продолжайте следить за линейной перспективой и уточняйте отдельные линии архитектуры, сводя их в одну точку схода где-то за горизонтом.

Даму справа нарисуем в расфокусе, по-мокрому. Возьмем серую пейну или нейтральный тинт, много пигмента и мало воды на кисть, и заполним этим цветом всю фигуру под зонтом. Касание к зонту будет жестким, четким, благодаря сухому участку листа. Можно аккуратно подчеркнуть зонт, выделив его контур в некоторых местах.

Подсушите готовую заливку феном.

Шаг 6. Ларек

Продолжим работу по-сухому, чтобы создать фокус на переднем плане. Замешаем оттенок из серой пейны или нейтрального тинта с изумрудной и довольно плотным тоном начинаем заливку ларька (его карниза). По мере удаления от зрителя тон немного светлеет. Сразу по-мокрому можно ввести контрастные детали, отражения. Аккуратно заливаем область над зонтом дамы, оставляя не закрашенными светлые участки. Следите за ровностью вертикалей. Серой пейной точнее обозначьте порог ларька. Навес спереди закрасьте более светлым изумрудным тоном. У основания его лежит тень, сделайте ее темнее.

Нейтральным тинтом или серой пейной уточните детали: тонкие стойки витрин, перемычки под карнизом.

Шаг 7. Дама слева

Серой пейной, с большим количеством пигмента, сразу впишем фигуру дамы слева по-мокрому, сделав заливку плаща. Любым красным, который у вас есть, добавим акцентов в верхней ее части. Сейчас персонаж немного расплывается пятном – это не страшно: детали мы уточним потом, а сейчас важно, чтобы все объекты соединялись друг с другом, а не были некой раскраской.

Шаг 8. Люди на дальнем плане

Серой пейной с изумрудным, но не так плотно и контрастно, обозначим дальнего мужчину у ларька. Не бойтесь оставлять подтеки по-мокрому – с ними работа станет более живописной. Полусухой кистью с нетральным тинтом или серой пейной сразу обозначим отражения у ног мужчины.

Ультрамарином с рубиновой и нейтральным тинтом закрасим зонт дамы в центре. Взяв чуть больше синего, можно обозначить ее брюки.

Шаг 9. Мужчина на переднем плане

Возьмем больше изумрудной, пригасим серым оттенком и сделаем светлую заливку фигуры мужчины на переднем плане. Пишем однородным тоном, а затем, чуть плотнее набрав тон, вводим тени на капюшоне, под рукой, на локте, на поясе, в складках на подоле. Серой пейной или нейтральным тинтом закрываем брюки. Полусухой кистью аналогичным образом списываем отражение на асфальте.

Шаг 10. Дама слева и детали справа

Оливковым тоном закроем сумку у дамы слева. Алой, краплаком или кадмием красным напишем ее сапоги, оставляя не закрашенными блики. Этим же красным уведите рефлексы в мокрую поверхность асфальта. Любым сероватым оттенком возьмем по-сухому общий силуэт фонаря. Следите за его симметрией. Касания можно смягчить чистой водой, задавая направления струй дождя.

Любым сероватым оттенком добавьте ветки деревьев справа.

Шаг 11. Добавление деталей

Пройдемся по зонту дамы слева красными оттенками. Сероватым тоном закрасим другие сектора зонта. Теплым желтым можно ввести цвет куртки дамы в центре. Чистой водой размоем касания, смочив асфальт на переднем плане. Нейтральным тинтом, с добавлением сепии или ван-дика в левой части, можно затемнить его, чтобы больше выдвинуть на зрителя передний план.

Теплым оттенком обозначим теневые части на зонте справа. Снова подсушим работу.

Шаг 12. Последние штрихи

Уточним детали по-сухому. Изумрудной с серой пейной контрастнее выделим тени на мужчине на переднем плане. Серым же цветом обозначим детали на даме слева: брюки, рукава плаща, полы. Красным можно еще раз пройтись по сапогам, поставив акценты. Рубиновой с ультрамарином напишем тени на обуви.

Менее контрастно утемните даму в центре у ларька, выделите ребра ее зонта. Изумрудным с серой пейной уточним детали конструкции ларька. Не обводите их полностью, а лишь оставляйте намек. Также уточните оставшиеся фигуры – дамы справа, людей на дальнем плане всего парой штрихов.

Сухой кистью плашмя обозначим темные части бликов на асфальте, прокрашивая только бугорки бумаги так, чтобы получились прерывистые линии.

Шаг 13. Дождь

Возьмем белую темперу, выдавим на палитру. Хорошо просушите лист феном, чтобы не оставалось влажной акварели. Возьмите любую широкую кисть, лучше всего веерную, и наберите на нее белил. Работайте по листу в одном направлении, обозначая струи дождя. Давайте где-то больше, где-то меньше мазков, иногда чуть размывайте белила водой.
Иногда перемещайте кисть на торец и проходитесь им, чтобы показать отдельные капли. Добавьте аналогичным образом серый тон и нарисуйте дождь темными струями на дальнем плане.


В отличие от множества бесплатных уроков, которые можно найти в интернете, полноценные курсы опытных педагогов-художников гораздо более полезны для учеников, желающих освоить акварельную живопись с нуля. Так, мини-курс «Дождь акварелью», в котором представлен данный урок, всего за 4 занятия дает фундаментальные знания, основанные на академических программах художественных вузов. Вы получаете глубокую теорию и вдумчивую практику, на которой поэтапно, от простого к сложному, осваиваете тонкости работы с акварелью в рамках одной темы – изображения дождя. Это то обучение, которое вы так долго искали!