Встречаем новый год с Художник Онлайн (два курса по цене одного, скидки и бонусы)
Акварель
Рисунок
Графика
Скетчинг
Иллюстрация
Масло
Акрил
Пастель
Гуашь
Анатомия
Digital
Для детей
Общие курсы
Теория
История искусств
Академия
Абитуриентам
Нейрографика
Блог про рисование от Художник Online

Акварельный портрет собак

Уроки рисования


Преподаватель: Дарья Куцаева

Мы посвятили этот мастер-класс акварели и анималистике. Главные герои сегодняшней работы — две чудесные собаки из приюта «Ржевка», брат с сестрой — Овёс и Рисонька. Вы узнаете как передать пушистую фактуру шерсти, сделать живописный портрет, используя всего 5-6 цветов, и почему так важно доводить до логического завершения каждый рисунок. 

Референс:


Результат:


Материалы:


- Бумага для акварели А3 
- Набор акварельных красок
- Маскирующая жидкость (резерв)
- Простой карандаш
- Ластик-клячка
- Кисти: круглая белка среднего размера, крупная круглая белка (можно заменить на одну кисть с широким ворсом у основания и тонким кончиком), мелкая белка или колонок, мелкая коза 
- Палитра
- Емкость для воды 
- Салфетки или тряпочка

Шаг 1

Начинаем работу с карандашного наброска. Прежде всего, намечаем границы композиции: в высоту и ширину, затем намечаем объёмы. Все части должны легко поместиться так, чтобы им не было тесно или слишком просторно.

Совет от преподавателя:
Ваше преимущество состоит в том, что вы можете сдвигать фигуры и добиваться оптимального расположения для удачной композиции. Это поможет заложить основу для определённых приёмов. Например, если собираетесь писать в технике «по-сырому», стоит учесть, что краска будет растекаться, поэтому надо заранее оставить для неё больше места. Важно продумывать приёмы ещё на этапе наброска.

Построение начинаем с крупных форм: двигаемся от целого к частному. Для удобства работы с пропорциями стоит взять «модуль» — неизменную величину, относительно которой мы будем измерять детали композиции. Например, это может быть высота мордочки собаки. Считаем сколько раз она «поместится» в высоту и ширину всей фигуры. Построение — это база удачной работы, поэтому относимся к нему предельно внимательно.

Так как для этой работы мы выбрали технику «по-мокрому», стоит наметить места, где шерсть выйдет за контур. Создаем акценты, в данном случае — поводки. Яркие красные детали сделают работу более интересной. 

На фото Овёс и Рисонька сидят на фоне синего забора, но Дарья решила не писать его, чтобы вдохнуть в работу лёгкость и сосредоточиться на фактуре шерсти.

Шаг 2

Перед тем, как увлажнить бумагу флейцем, наносим на область поводков резервирующую жидкость, чтобы получить максимально яркий оттенок красного без посторонних примесей. Слой должен быть настолько тонким, чтобы у его границ не скапливалась вода с краской. Подождите, пока резерв полностью не высохнет.
После использования этого средства важно тщательно промыть кисть, а лучше отвести для такой цели недорогую кисть, чтобы не испортить вашу любимую.

Смачиваем поверхность листа по силуэту левого пса — его зовут Овёс. Слегка выходим за контур — это сделает шерсть пушистой. Область внутри фигуры увлажняем более свободно.

Писать начинаем сверху вниз: от носа к лапкам. Для получения нужного оттенка шерсти надо смешать охру и сепию. Пока бумага влажная, делаем красивые переходы цвета. Где-то работаем только охрой, местами добавляем сепию и даже немного умбры. Если в вашей палитре отсутствует охра, используйте сиену натуральную.

Берём тонкий колонок и по влажной бумаге намечаем отдельные пряди шерсти. Лучше работать именно колонком, потому что его ворс более жёсткий и способен набирать больше пигмента, нежели ворс белки. Расставляем тёмные и светлые пятна.
Если в процессе краска ушла далеко за границы, надо промокнуть её салфеткой — это исправит ситуацию. Комбинируем оттенки между собой для создания богатого тона.
Работая над шерстью, стараемся наносить мазки по форме тела. Местами можно делать это более хаотично — такой приём сделает шерсть более пушистой.

Возвращаемся к кисти из ворса белки и расставляем тёмные и светлые пятна. Где-то кладём мазки более жёстко, а где-то наоборот. Следим за тем, чтобы бумага не высыхала, при необходимости увлажняем.

Обращаем внимание на направление света: верхняя часть тела и мордочка будут светлее и легче по тону.

Совет от преподавателя:
Всегда доводите работу до конца, даже ту, что разонравилась в процессе. Сделайте перерыв, подумайте и постарайтесь исправить ошибки. Иногда работа может не нравиться или казаться слабой, потому что вы её не завершили: где-то не хватает проработки объёмов или деталей.
Пробуйте новые приёмы, наблюдайте за поведением краски. Главное — не бросайте то, что начали.

Шаг 3

Переходим к детальной проработке мордочки: намечаем бровь и оставляем светлое пятно для блика на глазу. 
Кистью из ворса козы накладываем лёгкие мазки для создания отдельных волосков. Набираем серую Пейна и прописываем глаз, не забывая оставить блик. Если случайно закрасили всю его область, можно позже использовать белила или белую гелевую ручку, чтобы показать влажный блеск.

Мягко пишем часть тени у переносицы. Стараемся не делать одинаковым контур глаза: для натурального эффекта линия должна местами утолщаться и сужаться. Прописываем бровь и обозначаем отдельные волоски.

Смешиваем тёмно-коричневый оттенок и пишем уши. Обращаем внимание на то, что по краям они темнее, нежели у основания.

Более детально прорабатываем переход цвета по челюсти от кончика носа.
Берём кисть колонок №2 или №3. За счёт тонкого кончика ею удобно прописывать отдельные волоски. Смешиваем сепию и серую Пейна, чтобы наметить тёмные места ближе к пасти и тень у ошейника. Выделяем отдельные волоски.

Закрашиваем язык нежно-розовым, а затем обозначаем падающую тень от верхней челюсти. Цвет языка должен быть очень деликатным, чтобы не выбиваться из общего тона.
Прорисовываем нижнюю часть рта и тонкими линиями обозначаем зубы.

Шаг 4

Пишем вторую собаку — Рисоньку.

Смачиваем флейцем её фигуру, слегка выходя за силуэт, чтобы показать пушистую фактуру шерсти.
Кладём основной тон — делаем его светлее и рыжее, чем у первой собаки. Получить нужный оттенок поможет сиена жжёная.

Переходим к расстановке цветовых пятен. Не забываем подмешивать в охру другие оттенки коричневого, чтобы получить интересный тон. Работаем легко, и полупрозрачно. После этого, добавляем в краску на палитре сепию и намечаем глаза с носом.

Обращаем внимание на то, что ушки Рисоньки у основания светлее, чем по краям. Уточняем форму челюсти и оставляем нос светлее шерсти вокруг — важно сохранить эту разницу тонов, потому что она передаёт характер и является особенностью Рисоньки.

На дальнем плане обозначаем фактуру шерсти с помощью мягких мазков, размывая силуэт влажным флейцем.

У Рисоньки довольно светлая грудка, поэтому мы едва перекрываем её цветом. Так, чтобы оттенок лишь немного отличался от белого тона бумаги. Выделяем тень на границе тела и земли коричневым оттенком. Затем им же прописываем отдельные участки шерсти, формируя её направление.

Переходим к проработке передних лап. Левая находится дальше от нас, поэтому набираем для неё оттенок темнее, чем для правой. Таким образом мы покажем передний и дальний планы.

Уточняем черты мордочки Рисоньки.
Замечаем, что она слегка прищуривается, поэтому веко будет закрывать глазное яблоко сильнее, чем у её братика. Рисуя глаза помните, что в основе формы лежит шар. Поэтому для реалистичного изображения важно уметь показать объём, сделать его выпуклым. Серой Пейна пишем глаз и оставляем место для блика. Лёгкими штрихами намечаем бровь.

Челюсть Рисоньки раскрыта не так широко, как у её братика, поэтому язык по тону будет темнее. Для получения нужного оттенка добавляем в розовый немного железоокисной красной. Показываем тень от верхней челюсти на основании языка.
Прорабатываем теневые участки более детально и подчёркиваем фактуру шерсти отдельными мазками, а затем уточняем силуэт ушка тонкой живой линией.

Шаг 5

Переходим к фону.
Пишем падающую тень от фигур собак, чтобы грамотно вписать их в пространство. Используем холодный оттенок из смеси серой Пейна и ультрамарина. Тон может получиться слишком активным, поэтому его стоит приглушить сепией.
Помним, что падающая тень всегда тем плотнее, чем ближе к предмету, который её отбрасывает. Самые тёмные участки находятся непосредственно на границе соприкосновения фигуры с плоскостью, на которой она располагается.

Внимательно разглядываем работу и ищем места, в которых не хватает акцентов и деталей. Например, можно проработать лапы и показать когти.

Снимаем маскирующую жидкость с помощью ластика или аккуратно подцепляем пальцами. 

Смешиваем кадмий красный с железоокисной красной и пишем поводки, расставляя светлые и тёмные участки. Добавляем немного коричневого пигмента и рубинового, чтобы приглушить общий тон. Фигуры собак получились лёгкими и акварельными, поэтому поводки не должны сильно выбиваться по цвету. Тон у шлейки Рисоньки облегчаем к краю формата — так мы покажем, что он уходит вдаль.

Добавляем немного красного в язычки, чтобы они лучше сочетались с поводками. Смешиваем светло-серый оттенок и пишем карабины. Пока акварель не высохла, вымываем тонкие линии, которые создадут ощущение того, что отдельные пряди лежат поверх ошейников. Это сделает работу живой и реалистичной. 

Белой темперой выделяем блики на глазах, зубки и карабины ошейников.

Работа готова! Приглашаем посмотреть видеоурок, чтобы понаблюдать за действиями преподавателя и тем, как Дарья добивается потрясающего сходства с фотореференсом, используя простые приёмы.

Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!