День рождения школы! Розыгрыш iPad, подарки и скидки! Подробнее на странице акции «Лето на палитре!»
Блог про рисование от Художник Online

Столетняя женщина, которая рисует: Биография Джорджии О’Кифф

Теория Вдохновение
Предлагаем ознакомиться с биографией Джорджии О’Кифф, ставшей яркой фигурой американского модернизма и одной из самых известных и дорогих женщин-художниц в истории

Известная американская художница Джорджия О’Кифф не дожила двух лет до своего столетия, но и в преклонном возрасте она продолжала рисовать. О’Кифф прошла сквозь весь XX век с его крупными потрясениями, войнами и техническими открытиями, но они не увлекали ее так, как цветы и горы — ее излюбленные сюжеты. 

Джорджия О'Кифф родилась в 1987 году в семье фермеров в Висконсине, США. Уже в 12 лет девочка решила, что будет заниматься творчеством и стала ходить в художественную студию, а в 18 лет поступила в Школу искусств в Чикаго, но, увы, не закончила обучение в связи с болезнью.

Работа О’Кифф студенческих времен «Без названия», 1908. Из коллекции Art Students League, Нью-Йорк


После трех лет, проведенных в заботе о здоровье, доме и семье, Джорджия решила оставить занятия искусством и стать преподавателем. Но ее намерения не сбылись благодаря случайности: подруга в тайне отнесла ее графические абстракции известному галеристу в Нью-Йорке, который высоко оценил работы будущей звезды американской арт-сцены.

Фотография Джорджии О’Кифф, сделанная Альфредом Стиглицем, 1918 г.


То был Альфред Стиглиц, уже прославленный на тот момент галерист, меценат и фотограф. Стиглиц не только словом поддержал творчество молодой О’Кифф, но и выставил в 1916 году ее работы в манхэттенской галерее. Правда, в тайне от художницы, которая была недовольна таким поступком, но все же впоследствии именно он, то есть галерист, повлиял на ее решение переехать в Нью-Йорк и серьезно начать заниматься искусством и творчеством.

Альфред Стиглиц стал на творческом и личном пути О’Кифф поддержкой и опорой — он помогал организовывать ей выставки, продавать картины. Также он любил ее фотографировать и сделал множество художественных снимков своей будущей супруги. Прожив в гражданском браке шесть лет, Стиглиц и О’Кифф поженились и оставались в браке до конца жизни.

Ранняя графика О'Кифф «Рисунок XIII», 1915. Из коллекции Метрополитен-музея


«Голубая и зеленая музыка», 1921, холст, масло.


В начале сознательного творчества О’Кифф создает пластические абстрактные работы, напоминающие произведения художников группы «Синий всадник», куда кроме Франца Марка, Пауль Клее и др. входил также зачинатель абстракционизма Василий Кандинский. Последнего Джорджия О’Кифф читала и изучала, вдохновлялась его идеями.

В 1920-1930-е гг. в Джорджия О’Кифф проживает в Нью-Йорке, застав самые яркие годы строительства «большого яблока». Она рисует американский мегаполис, вдохновившись небоскребами и видами города. Нью Йоркские пейзажи О’Кифф достаточно необычны, созданы в духе магического реализма, местами отсылающими к работам Джорджо де Кирико, Рене Магритта и других европейских художникам той эпохи.

Ранняя акварель «Без названия — ваза цветов», 1903–05. Из коллекции Georgia O'Keeffe Museum


«Красная канна», 1919. Из коллекции High Museum of Art


Не смотря на отсылки к актуальным на тот момент авангардным течениям искусства и к европейским авторам, у Джорджии О’Кифф сформировывается свой собственный узнаваемый стиль, который делает ее знаменитой. К нему преимущественно относятся картины, изображающие разнообразные цветы — каллы, гибискус, ирисы и др. К тому же О’Кифф была крайне патриотичным автором и всегда старалась передавать американскую действительность, что ей и удавалось делать, особенно в пейзажах.

«Отражение озера Джордж», 1921-1922. Фото: Christie’s   


С 1930-х годов О’Кифф меньше бывает в Нью-Йорке и чаще на юго-западе страны в Нью-Мексико, а после смерти мужа в 1946 году и вовсе переезжает сюда и обзаводится особняком «Призрачный ранчо». Так открылась новая глава ее творчества, связанная с уединением и, в то же время, с пристальным наблюдением за природой.

Художница пишет горные пейзажи и кости животных, которые становятся частыми объектами изображения в ее картинах 1940-х гг. Совмещая горы и кости, О’Кифф создает сюрреалистичные образы, которые выражают символизм форм и органическую пластичность всего живого.

Дом Джорджии О’Кифф в Нью-Мексико


На фоне масштабных событий XX века, вроде войн или техногенных открытий, мир искусства Джорджии О’Кифф кажется спокойным и умиротворенным, однако в полу абстрактных-полу фигуративных картинах художницы читается то напряжение, которым наполнена реальность времени.

К шестидесяти годам Джорджия О’Кифф становится знаменитой, а ее поиски гармонии и тишины в творчестве — востребованными в обществе. В 1968 году ее фотография будет размещена на обложке журнала Life. 

Джорджия О’Кифф во время работы учителем в Университете Вирджинии, 1915


В свои 70 лет художница активно путешествует, а в 77 начинает работу над масштабным полотном шириной 7 метров. И даже после того, как О’Кифф ослепнет, она продолжит заниматься творчеством, переведя его в более тактильную плоскость в виде занятий скульптурой и пластикой.

Художница умирает в возрасте 98 лет в Санта-Фе в 1986 году, прожив насыщенную жизнь и сделав яркую карьеру в искусстве, а ее прах будет развеян по ее воле над «Призрачным ранчо». В 2014 году знаменитая картина «Дурман» («Белый цветок №1») 1932 года будет продана на аукционе Sotheby's за рекордные 44,4 млн.   

Больше работ художницы вы можете посмотреть здесь.